
Главная » Статьи » ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ » Коррекционная педагогика |
ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СКОШИ VIII ВИДА
В существующих методиках трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков. Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны. Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Анализируя состояние действующей системы трудового, обучения с целью повышения эффективности, автор считает, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие детей с нарушением интеллекта, протекает также как и у нормальных детей. «В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка». Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова). Так в одном из фундаментальных исследований К.И. Вересотской был обнаружен замедленный темп зрительных восприятий у детей с нарушением интеллекта. В работах Г.Е. Сухаревой утверждается, что внимание трудно привлекается, плохо фиксируется и легко рассеивается. Исследование М.М. Нудельмана показали, что замедленность темпа восприятий сочетается у детей с нарушением интеллекта со значительным сужением объема воспринимаемого материала. В экспериментальных исследованиях В.Г. Петровой показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления. Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке. Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому учитель в практике своей работы, должен непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектом, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений. Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующей последовательности: 1. Привлечения внимания 2. Организация восприятия 3. Запоминание 4. Обобщение, выводы 5. Социально-трудовой опыт. Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и детально изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно. Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого. Блок-схема коррекции недостатков развития психики в процессе трудового обучения представлена на рисунке. Поскольку все основные составляющие блок-схему, внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе составляющих блок-схему. На первом этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать: а. Дозированный объем б. Умеренную концентрацию в. Непродолжительную устойчивость. Для коррекции внимания разработана система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному. Все КРУ основаны на наглядных восприятиях при этом словесные инструкции полностью исключены и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося. Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения. Задание 1. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок. Определение состояния линейного глазомера. Учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок. Задание выполнено в 10 вариантах, состояние глазомера считается удовлетворительным, если обучаемый допустил не более 3 ошибок. Задание 2. Назови цифры по порядку Назови цифры от 1 до 30 по порядку при выполнении задания, определяется время затраченное на выполнения задания. Задание 3. Определить количество В этом задании учащемуся предлагается назвать цифры от 1 до 30 и определяется время выполнения задания. Задание 4. Определить количество фигур Определить количество одинаковых фигур, задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Количество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания. Задание 5. Расшифруй названия инструментов В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения. Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений. Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующего задания. Задание 6 На классной доске закрепляются 6 фотографий 250-300 выдающихся личностей в истории России, учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на доске, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения фотографий на доске. Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения фотографий на классной доске. Сложность этого задания предполагает реальность его выполнения всеми учащимися в группе и исключает негативные проявления в ходе выполнения. На втором этапе выполнения этого задания учащимся дается краткая словесная характеристика личностей изображенных на фотографиях и называется их фамилии, при этом акцент делается на заполнение, тем самым включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы. Учитывая уровень развития учащихся, количество фотографий может быть увеличено до 10-15, но при этом необходимо соблюдать дозированный объем информации, с целью исключения негативных проявлений. На этапе коррекции восприятия фотографии могут быть заменены цифрами или буквами. Особый интересу учащихся вызывает задание, в котором фотографии заменены столярными инструментами, с которыми обучаемые производят те же действия, что и с фотографиями. Задание 7 Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов. Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются: а. Замедленный темп усвоения всего нового б. Непрочность сохранения в. Неточность воспроизведения. Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций. Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ. При работе с заданием 8 учащимся предлагается словесная инструкция, в которой говорится, что необходимо запомнить инструменты, которые будут показаны в течении 5 секунд и после этого необходимо их назвать. Состояние преднамеренного запоминания определяется количеством ошибок допущенных при выполнение. Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание. Задание 9. Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их. Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении. Четвертый блок схемы (мышление) коррекции недостатков является самым сложным и менее других разработан. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, поэтому они плохо усваивают правила и общие понятия. Научиться мыслить значит: 1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях. 2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез». Процесс мышления можно условно разделить на составляющие: а. Сравнение б. Классификация в. Обобщение г. Выводы Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике. Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития. Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения». Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя дефектолога на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы. Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ. 1. Непоследовательность мышления 2. Стереотипное мышление 3. Слабая регулирующая роль мышления 4. Некритичность мышления Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи специальных упражнений, решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей. Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль. Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить. Разработанная система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями. Каждый учитель стремиться реализовать эту проблему на практике, но не всякий знает, как организовать такое обучение. Для этого необходимо не только хорошо знать и владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы. При этом необходимо иметь ввиду, что, исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное место в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Источник: "Коррекционная педагогика" №1 (2010) | |
Просмотров: 12431 | Рейтинг: 4.8/8 |