
Главная » Статьи » ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ » Коррекционная педагогика |
Понятие педагогическая технология
Понятие педагогическая технология или «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и освоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются: • цели обучения; • содержание обучения; • средства педагогического взаимодействия; • организация учебного процесса; • ученик, учитель; • результат деятельности. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие. • Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь»). • Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель); • Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). • Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев) • Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). • Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). • Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). • Педагогическая технология — содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов (Г.К. Селевко). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах: • научном; • процессуально-описательном; • процессуально-действенном. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного российского школьного образования. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра). Из великого множества философских направлений и школ в современных педагогических технологиях чаще всего встречаются следующие: • материализм и идеализм; • диалектика и метафизика; • сциентизм и природосообразность; • гуманизм и антигуманизм; антропософия и теософия; • прагматизм и экзистенциализм. Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. | |
Просмотров: 3693 | Комментарии: 3
| Теги: |